История театра

1851

В Самаре, возведенной в ранг губернского города появился профессиональный постоянный театр. Новорожденный театр отличился тем, что в своем первом сезоне показал самарской публике комедию Н. Гоголя «Ревизор».

1870

Подарила судьба этому театру большое счастье - открыть на своей сцене удивительный русский талант. Всех видевших драму А. Писемского «Горькая судьбина» потрясла исполнительница роли Лизаветы девятнадцатилетняя Пелагея Стрепетова. Партнерами были замечательные артисты: Александр Ленский, Модест Писарев, Мария Савина, Павел Орленев и другие.

1886

Решено достроить новый каменный театр по проекту архитектора М. Чичагова, строившего в Москве театр Корша (филиал МХАТ).

1888

Открылся занавес камерного театрального дворца на крутом берегу Волги. Это здание театра в условно-русском стиле украшает Самару и по сей день.

1895

Юный Максим Горький сотрудничал в «Самарской газете». В разделе, где печатались фельетоны, регулярно публиковал рецензии на спектакли под псевдонимом Иегудиил Хламида. Был откровенен и в выражениях себя не стеснил: «...баритон вышел на сцену с грацией голодного верблюда и выпустил в зал унылое тремоло...». И еще цитата: «Демократически настроенная интеллигенция полюбила драму и не мыслит себе жизни без посещения ее спектаклей. Мы выступаем против бессодержательных пьес, призванных развлекать купцов и самарских обывателей».

1901

Первой в России увидела произведение Горького на сцене самарская публика, 15 ноября (через наделю после 50-тилетиего юбилея театра и на несколько дней раньше, чем в Петербурге) состоялась премьера спектакля по повести Горького «Фома Гордеев». Этот спектакль положил начало горьковскому репертуару не только на сцене самарского театра, но и на сценических площадках всего мира.

1917

Через две недели после Октябрьской революции по указу, подписанному Лениным, театры стали национальным достоянием.

1921

Газета «Коммуна» от 9 августа писала: «Тяжелые условия жизни в Самаре особенно отразились на работниках искусства. Они не получают с мая-месяца ни жалованья, ни продовольствия. Такое положение для артистов дальше допускать нельзя, так как в противном случае Самара рискует остаться без театра».

1926

Театр окончательно встал на «советские рельсы», став полностью государственным и стационарным. Появилась постоянная труппа, возможность планировать построение репертуара и процесс производства спектаклей.

1927

"Любовь Яровая» поставлена к 7 ноября - к 10-летию революции. С тех пор так и повелось - к каждой дате по соответствующему спектаклю.

1931

Театр переживает период нестабильности. Часто меняются режиссеры, актеры тоже подолгу не задерживаются. Весной этого года трое молодых актеров Ленинградского академического театра драмы - В. Меркурьев, Н. Симонов и Ю. Толубеев - подали заявления об уходе, и оказалась на родине Симонова - в Самаре. Это позже их имена станут всенародно известны, а тогда это были просто молодые талантливые актеры, желающие создать свой театр, сделать его одним из лучших в стране. Особую роль в становлении Самарской драмы сыграл Симонов. Он проявил себя как незаурядный организатор и педагог, режиссер и художник. И, конечно, актер. Три сезона (1931-1934 гг.) Н. Симонов определял творческую жизнь театра. «Ленинградский период» не прошел бесследно для самарского театра: он окреп, обрел уверенность, творчески возмужал.

1936

Умер М. Горький. В постановлении «об увековечении памяти А.М. Горького» Куйбышевскому краевому драматическому театру присваивалось имя писателя.

1941

В зрительном зале появились москвичи: партийные деятели, ученые, писатели, художники, артисты, имена которых были хорошо известны. На премьерах, а так же на ночных «понедельниках» (встречах работников искусств, организованных ВТО) можно было видеть Ал. Толстого, А. Афиногенова, И. Эренбурга, Д. Шостаковича, И. Козловского, С. Михоэлса и других, Целые ряды в партере были заняты советниками, военными атташе и послами миссий, аккредитованных при правительстве СССР.

1942

Настроения военного времени и приближающееся 25-летие Октябрьской революции требовали особого репертуара, новый главный режиссёр В. Вильнер поставил «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова. Появился спектакль режиссёра В. Вильнера «Ромео и Джульетта» (З. Чекмасовой и В. Бурэ). Спектакль игрался потом в течение пяти лет и надолго сохранился в памяти зрителей, как один из лучших, скрашивавших тяжёлую жизнь самарцев в военные годы.

Большинство актёров ездило, а точнее, ходило, по сёлам с концертами. Концертные бригады обслуживали госпитали, писали для раненых письма домой, выполняли обязанности нянечек.

1944

“Прошу передать сотрудникам Куйбышевского государственного драматического театра имени Горького, собравшим 50 000 рублей на восстановление Сталинграда, 40 000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков, 25 000 рублей на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной Армии”. И. Сталин.

1945

Счастливый день победы большинство труппы встречало в подшефном госпитале. Вечером, перед началом спектакля «Так и будет», директор театра зашёл в гримёрку к Г. Шебуеву: «В последнем акте, где вы поднимаете бокал за всех, кто вернется с фронта, можете говорить на эту тему, сколько хотите, помимо текста роли». Когда артист начал говорить уже не по тексту пьесы зрители все больше и больше проникались исключительностью и торжественностью этих минут, Зал долго гремел аплодисментами народу-победителю.

1948

Спектакль «Крепость на Волге» по пьесе И. Кремлева удостоен Государственной премии.

1951

В спектакле режиссёра М. Гершта «Варвары» М. Горького заняты любимые публикой артисты: З. Чекмасова, Г. Шебуев, В. Ершова и другие.

1955

В качестве очередного режиссера приглашён П. Монастырский, который с тех пор проработал в куйбышевской-самарской драме до 1998 года (с перерывом с 1965 по 1967 год - работа в Воронеже).

1959

Постановка «Дела Артамоновых» (режиссёр П. Монастырский) принесла театру успех на гастролях в Москве. П. Монастырского назначают на должность главного режиссёра.

Исполнители главных ролей Н. Засухин и М. Лазарев, были ещё молодыми и не очень известными актерами, а когда в декабре театр играл «Дело Артамоновых» на сцене Кремлевского театра, зрительный зал взрывался криками: «Браво, Засухин! Браво, Лазарев!». Но были и другие замечательные работы - Н. Кузьмина, В. Красевой, С. Пономарёва, В. Круткова, Л. Ливановой, В. Михайлова, К. Девяткина, А. Чурсанова.

Спектакль «Рядом – человек!» был отмечен дипломом Министерства культуры РСФСР, Союза писателей РСФСР и Всероссийского театрального общества.

1962

"Ричард III"  – особая страница и в творчестве Монастырского, и в истории Куйбышевского театра.Н. Засухин играет Ричарда талантливым лицедеем. Великая техника и талант нужны актеру, чтобы найти столько оттенков черного цвета.

Изобретательно оформление художника П. Белова - хрупкий стульчик-трон и массивное орудие смерти – гильотины, ржавый нож, как бы ставивший точку после каждой очередной казни».

Состоялись гастроли в Москве. Театр привёз 10 спектаклей, гастролировал на двух площадках 35 дней. Успех гастролей определил «Ричард III», Центральная пресса пишет о «встрече с живым и интересным театром».

1963

Спектакль по роману М. Горького «Мать» (инсценировка Л. Финка и П. Монастырского, режиссёры П. Монастырский и Я. Киржнер). Рецензент «Театральной жизни» после спектакля в Кремлёвском театре в Москве написал целую поэму о Ниловне - Красевой. На той же высоте оказались и Н. Засухин в роли Павла, и Н. Кузьмин в роли Находки.

Режиссёр О. Чернова по приглашению болгарских побратимов ставит в Стара - Загоре «Разлом» Б. Лавренева. Постановка отмечена старозагорской прессой, как удача русского режиссёра и драматической труппы театра «Гео Милев». С постановки этого спектакля началась история творческого сотрудничества драматических театров из городов-побратимов: Куйбышева и Стара-Загоры (Болгария).

1969

"Материнское поле» по пьесе Ч. Айтматова (постановка П. Монастырского, художник И. Мендкович) с В. Ершовой в главной роли. На Всероссийском фестивале драматургии народов СССР, спектакль «Материнское поле» был удостоен диплома первой степени.

В гастрольной афише в Москве широко представлена современная драматургия: «Шестое июля» М. Шатрова, «Традиционный сбор» В. Розова, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Гроссмейстерский бал» И. Штемлера.

П. Монастырский ставит в Старо-Загорском театре «Ревизора» Н. Гоголя.

1972

Главным событием этого года стала премьера «Миндаугаса» Ю. Марцинкявичуса (режиссер А. Головин). Спектакль стал одним из победителей Всероссийского фестиваля, посвященного 50-летию образования СССР».

1973

П. Монастырский ставит «Гамлета» с юным Ю. Демичем в заглавной роли.

1974

На сценах Старо-Загорского и Куйбышевского театров появился спектакль «Любовь необъяснимая» по пьесе молодого болгарского драматурга Н. Йорданова (режиссер Г. Делев, художник А. Гюков).

1975

К 30-летию Победы поставлен спектакль «Золотая карета» Л.Леонова.

Спектакль П. Монастырского (художник И. Мендкович) удостоен Государственной премии РСФСР.

За 8 лет своей жизни «Золотая карета» прошла около 200 раз.

Монастырский осуществил постановку «Зыковых» М. Горького на сценах Куйбышева и Стара-Загоры. В центральной прессе писали об артистах: В. Салопове, Н. Михееве, В. Оттович, Е. Фроловой, М. Лазареве, О. Бычкове.

1976

В спектакле «Старомодная комедия» по пьесе А. Арбузова (режиссёр М. Карпушкин) сюжет поздней любви сыгран В. Ершовой (С. Боголюбовой) и М. Лазаревым (А. Бибе) как «осенний романс». Спектакль жил долго и счастливо. Театральная легенда сохранила мнение, что наш спектакль был теплее и одухотворённее всех столичных постановок. Ему принадлежит своеобразный рекорд. Семь раз по просьбам телезрителей его показывали по Центральному телевидению.

В афише московских гастролей в этом году: «Гамлет» У. Шекспира, «Зыковы» М. Горького, «Протокол одного заседания» А. Гельмана, «Старомодная комедия» А. Арбузова, «Левша» по Н. Лескову, «Проделки Ханумы» А. Цагарели... Открывала гастроли «Золотая карета» Л. Леонова. В «Советской культуре» писали о театре, как об «одном лучших коллективов страны», и режиссёре П. Монастырском, «с именем которого связаны художественное своеобразие и высокая сценическая культура театра»,

1977

Куйбышевскому театру драмы имени М. Горького присвоено почётное наименование «Академический»

1980

Спектакль «Усвятские шлемоносцы». В главных ролях Н. Радолицкая и И. Морозов. По «Усвятским шлемоносцам» был снят телеспектакль для первой программы ТВ, автор инсценировки и постановщик П. Монастырский отмечен золотой медалью имени А. Попова.

1984

Театр на очередных «отчётных» гастролях в Москве на сцене Малого театра показал четыре спектакля по русской классике: «Чайка», «Ревизор», «Господа Головлёвы», «Дачники».

1988

Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени. 1993 год

По роману Л. Фейхтвангера «Братья Лаутензак» поставлен режиссёром Н. Черкасовым спектакль «Колдун». Он показан на малых гастролях в Москве на сцене театра им. Е. Вахтангова. В главных ролях В. Малинин и О. Свиридов.

Самарскому Дому актеров присвоено имя артиста М. Лазарева - многолетнего председателя Самарского отделения СТД.

1994

Американский режиссер Д. Кэплен ставит «Макбета» У. Шекспира. Макбет - В. Малинин, Леди Макбет - Е. Ивашенкина, В. Смыкова.

1995

Состоялись торжества по поводу 80-летия П. Монастырского, он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 степени и объявил об уходе из театра. Приняв отставку П. Монастырского, губернатор области К. Титов с 13 октября назначил на должность художественного руководителя Вячеслава Гвоздкова.

В. Ершова стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Город поздравлял своего почётного гражданина В. Ершову на творческом вечере в театре. Зачитано постановление правительства о награждении её орденом «За заслуги перед отечеством» четвертой степени.

1996

Известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан осуществил постановку спектакля О. Данилова «Подари мне лунный свет». Ж. Романенко за роль Ирины награждена в конкурсе «Самарская театральная муза» в номинации «лучшая женская роль».

1997

В октябре театр участвует в третьем Всероссийском фестивале «Театр без границ" в Магнитогорске. В. Гвоздкову за спектакль «О мышах и людях» присуждена главная премия за режиссуру, А. Амелину – первая премия за лучшую мужскую роль.

1998

Новый год уже традиционно начинается с подведения итогов областного театрального конкурса «Самарская муза». «Король. Дама. Валет» оказался спектаклем, собравшим урожай призов. (Н.Леонова – лучшая женская роль, В.Борисов – лучшая мужская, С. Меркушев - лучшая работа молодого актёра, В.Фирер – лучшая работа художника, В.Гвоздков разделил премию за лучшую режиссерскую работу с Адольфом Шапиро, поставившим в СамАрте «Бумбараш».)

Заголовок одной из газет в июле: «Самарская драма веселит Авиньон» означает, что впервые за много лет театр выбрался за границу. В авиньонском фестивале вне конкурса участвует спектакль «Царевна-Лягушка». Во Франции целый месяц играют спектакль одиннадцать молодых артистов труппы.

1999

В октябре на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске С. Меркушев (Гильденстерн) и С. Кагаков (Розенкранц) (спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») получают первую премию за лучшую мужскую роль - одну на двоих, что вполне соответствует смыслу спектакля по пьесе Т. Стоппарда.

На канале «Культура» в течение четырех вечеров показывают фильм о сегодняшнем дне и спектаклях Самарского драматического театра.

2000

Состоялась премьера «Венецианских близнецов» К. Гольдони. На постановку итальянской комедии дель арте приглашён режиссёр - итальянец П. Ланди. Декорация и костюмы в стиле эпохи заказаны его соотечественнику, художнику С. Миньеко. В спектакле занята почти вся молодёжь труппы. Близнецов играют А. Амелин и А. Аверьянов, классического злодея Панкрацио - С. Кагаков и В. Малинин.

«Старосветская любовь», участвует в театральном фестивале камерных спектаклей в Петрозаводске, а в июне спектакль «О мышах и людях» участвует в международном театральном фестивале «Гостиный двор» в Оренбурге. В июне состоялось первое представление спектакля «Душечка» по мотивам одноимённого рассказа А. П. Чехова. Постановку осуществил В. Гвоздков в соавторстве с известным режиссёром из Санкт-Петербурга Г. Васильевым.

В октябре «Король. Дама. Валет» показан в Санкт-Петербурге в программе Десятого международного театрального фестиваля «Балтийский дом».

2001

К 180 - летию со дня рождения Ф. Достоевского В. Гвоздков поставил «Униженных и оскорблённых». Им же создана сценическая композиция из текста романа, из музыки А. Шнитке подобрано музыкальное оформление спектакля. Сценография и костюмы В. Фирера. Состоялось выдвижение спектакля на соискание Государственной премии России: Артист В. Борисов За роль Валковского стал лучшим актером фестиваля «Театр без границ» в 2001 году, первую премию за роль Маслобоева в номинации «Лучшая роль второго плана» получил А. Амелин.

Театр готовится провести театральный фестиваль в Самаре «Имени Горького» в ноябре-декабре 2001 года. Самарский академический будет представлен спектаклем «Чудаки» (режиссёр из Петербурга П. Шерешевский).

2002

В октябре театр принял участие в фестивале «Волкову, Волкову, Волкову мы всем обязаны!» в г. Ярославле со спектаклем «Униженные и оскорблённые».

Выдающийся педагог из Санкт-Петербурга В. Фильштинский представил на суд самарской публики современное прочтение классической пьесы А. Островского «Доходное место».

В рамках проекта «Мастера сцены» были поставлены спектакли малых форм: «Любовные письма» А. Гурнея (реж. В. Гвоздков), «Академия смеха» К. Митани (реж. В. Гвоздков) и «Загадочные Вариации» Э.-Э. Шмитта (реж.Я. Аллик).

Хорошо известный любителям театра режиссер П. Ланди (Италия) осуществил постановку скандальной пьесы «Ladies’ Night» Ж. Коллара снискавшую к себе огромную любовь зрителя.

2003

Театр ставит перед собой задачу привлечь в театр массового зрителя. В течение трёх месяцев одна за другой выпускаются премьеры по пьесам всемирно известного английского комедиографа Р. Куни «Номер 13» и «Особо любящий таксист».

Спектакль «Доходное место» становится участником двух фестивалей: «Гостиный Двор» в г. Оренбурге и «Театр без границ» в г. Магнитогорске, где был отмечен наградами в трёх номинациях – «Лучшая режиссура» (В. Фильштинский), «Лучший актёрский ансамбль» (труппа театра), «Лучшие костюмы» (М. Мокров), а спектакль «Академия смеха» (реж. Гвоздков) был удостоен приза «За лучший актёрский дуэт в драматическом спектакле» (А. Амелин и Д. Лебедев). В августе театр так же принял участие со спектаклем «Душечка» (реж. В. Гвоздков и Г. Васильев) в международном фестивале «Fontanone estate» в Риме (Италия).

Расширяя творческий диапазон труппы, театр обратился к жанру мюзикла - спектакль «Звуки Музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерштайна (реж. В. Гвоздков).

2004


Театр приступил к постановке одной из лучших пьес двадцатого века «Амадей» П. Шеффера.
Режиссер – В. Гришко (Санкт – Петербург), сценография и костюмы – В. Фирер (Санкт-Петербург), в роли Сальери – засл. арт. России А. Амелин, в роли Моцарта - засл. арт. России О. Белов. Премьера спектакля состоялась 10 апреля 2004 года.

В апреле театр со спектаклем «Доходное место» стал участником фестиваля «Островский в доме Островского» (Москва, Малый театр).

В рамках программы «Разные, но не чужие» театр принял участие в обменных гастролях в г. Казани со спектаклями «Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Особо любящий таксист» Рэя Куни.

Театр принял участие во Всероссийском театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову, мы всем обязаны!» в г. Ярославле со спектаклем «Амадеус» П. Шеффера (реж. В. Гришко), на котором засл. артист России А. Амелин был удостоен звания Лауреата Государственной премии правительства РФ им. Ф. Волкова.

2005

Лауреатами Губернского конкурса «Самарская Театральная Муза» стали за лучшую режиссерскую работу В. Гришко («Амадеус»), за лучшую работу художника В. Фирер («Амадеус»), за лучшую мужскую роль О. Белов («Амадеус»), за лучшую роль молодой актрисы Л. Супрун («Амадеус»).

В рамках программы «Разные, но не чужие» театр принял участие в обменных гастролях в г.Казани со спектаклями «Амадеус» П. Шеффера, «Ladies’night» Ж. Коллара.

Состоялась премьера спектакля «Ребята, я к вам!» А. Кутерницкого, режиссер — В. Гвоздков, сценография — лауреат Государственной премии РФ Александр Орлов (г. Санкт-Петербург), художник по костюмам — Дмитрий Орлов (г. Санкт-Петербург).

В марте началась творческая лаборатория под руководством профессора СПбГАТИ, Лауреата премии К. С. Станиславского В. Фильштинского (г.Санкт-Петербург), направленная на повышение квалификации труппы театра. В курс лаборатории вошли практические занятия по актерскому мастерству, пластике, сценической речи, а также лекции по творческому наследию К. С. Станиславского. За драматургическую основу лаборатории были взяты пьесы В. Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта».

Премьера спектакля «Месье Амилькар, или Человек, который платит» И. Жамиака.
Постановка и музыкальное оформление: заслуженный деятель искусств России Вячеслав Гвоздков.
Сценография и костюмы: лауреат Гос. премии РФ Александр Орлов (г. Санкт-Петербург).
Пластика: лауреат Государственной премии РФ Сергей Грицай (г. Санкт-Петербург).
За роль Элеоноры в спектакле «Месье Амилькар, или Человек, который платит» Ж. Романенко награждена в номинации «лучшая женская роль» на конкурсе «Самарская театральная муза».

Премьера спектакля «Слай Фокс, или Хитрый лис» по сюжету Бена Джонсона «Вольпоне» состоялась в июне 2005 года, режиссер — Уолтер Шоен (США). Сценография и костюмы: Вест Рид (США).

В сентябре состоялись обменные гастроли с Российским государственным академическим театром драмы им.Ф.Волкова. Самарская драма представила в г.Ярославле спектакли: «Амадеус» П. Шеффера, «Доходное место» по А.Островскому, «Ребята, я к вам!» А. Кутерницкого, «Академия Смеха» К. Митани, «Ladies’night» Ж. Коллара. «Подари мне лунный свет» О. Данилова, «Любовные письма» А. Гурней.

2006

Лауреатами Губернского конкурса «Самарская Театральная Муза» стали за лучшую мужскую роль В. Гальченко («Месье Амилькар, или Человек, который платит»), за лучшую женскую роль Ж. Романенко («Месье Амилькар, или Человек, который платит»), за лучшую работу художника А. Орлов («Ребята, я к вам!»), за лучшую роль молодого актера А. Фокин («Ребята, я к вам!»), за лучшую роль молодой актрисы Н. Якимова («Ребята, я к вам!»).

6 апреля на 89-м году жизни умерла народная артистка СССР Вера Ершова.

Состоялся показ творческой лаборатории под руководством профессора СПбГАТИ, Лауреата премии К. С. Станиславского В. Фильштинского (г.Санкт-Петербург) — «Этюды к Шекспиру», где были представлены на зрительское голосование сцены из спектаклей. Выбор зрителей пал на «Ромео и Джульетту».

Премьера спектакля «Пианино в траве» по одноименной пьесе Франсуазы Саган, режиссер — Максим Кальсин.
Сценография и костюмы — заслуженный художник России Владимир Фирер (г. Санкт-Петербург).
Художник по свету — заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург (г. Санкт-Петербург).

Премьера спектакля «С тобой и без тебя» по пьесе А. Менчелла, режиссер — В. Гришко (г.Санкт-Петербург).
Сценография и костюмы: заслуженный художник России Владимир Фирер (г. Санкт-Петербург).
Художник по свету: заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург (г. Санкт-Петербург).
Премьера спектакля «Бумажный патефон» по пьесе А. Червинского «Счастье мое», режиссер — Максим Кальсин.
Художник: Артем Агапов. Художник по костюмам: Марина Агапова.
Художник по свету: Александр Феоктистов.
Театр принял участие в гастролях в г.Нижний Новгород со спектаклями «Амадеус» П. Шеффера, «Ladies’ night» Ж. Коллара, «Пианино в траве» Ф. Саган, «О людях и мышах» Д. Стейнбека, «Академия смеха» К. Митани, «Месье Амилькар, или Человек, который платит» И. Жамиака. «Пока она умирала» Н. Птушкина, «Подари мне лунный свет» О. Данилова, «Любовные письма» А. Гурней.

Театр участвовал в гастролях в г. Ульяновск со спектаклем «Ребята, я к вам!» А. Кутерницкого (режиссер — В. Гвоздков).

На базе Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства в Самарском академическом театре драмы им.М.Горького был набран целевой курс студентов; руководитель курса — доцент СПбГАТИ, засл. деятель искусств России Вячеслав Гвоздков.

2007

Лауреатами Губернского конкурса «Самарская Театральная Муза» стали за лучшую мужскую роль А. Марушев («Пианино в траве»), за лучшую женскую роль Л. Федосеева («С тобой и без тебя»), за лучшую мужскую роль второго плана В. Сухов («Пианино в траве»), И. Морозов («Бумажный патефон»), за лучшую роль молодой актрисы Е. Аржаева («Бумажный патефон»).

Премьера спектакля «Ромео и Джульетта», режиссер- профессор СПбГАТИ, Лауреат премии К. С. Станиславского В. Фильштинский (г. Санкт-Петербург).
Сценография: заслуженный художник России Александр Орлов (г. Санкт-Петербург).
Художник по костюмам: Ирина Чередникова (г. Санкт-Петербург).
Художник по свету: лауреат Национальной Премии Латвии, лауреат премии РФ «Золотая маска» Глеб Фильштинский (г. Санкт-Петербург).
Хореография: Юрий Васильков (г. Санкт-Петербург).
Музыкальное оформление: Владимир Бычковский (г. Санкт-Петербург).

На I Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» спектакль «Душечка» А. Чехова (режиссер В. Гвоздков) получил приз за лучшее музыкальное оформление.

Спектакль «Бумажный патефон» по пьесе А. Червинского (режиссер М. Кальсин) принял участие в театральном фестивале «Майские чтения» в г. Тольятти.

Спектакль «Бумажный патефон» по пьесе А. Червинского (режиссер М. Кальсин) принял участие в Международном театральном фестивале «Ученики Мастера» в г. Санкт-Петербурге.

Спектакли «Старосветские помещики» Н. Гоголя (режиссер Г. Васильев) и «До третьих петухов» В. Шукшина (режиссер О. Скивко) приняли участие в гастролях по линии Российского культурного Центра в Австрии и Венгрии.

Премьера спектакля «Смешные деньги» Р. Куни.
Постановка и музыкальное оформление: засл. деятель искусств России Вячеслав Гвоздков Сценография и костюмы: дважды лауреат нац. театральной премии «Золотая маска» , лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» Семен Пастух (США).
Художник по свету: Гедал Шугаев (г. Санкт-Петербург).

Спектакль «Ребята, я к Вам!» А. Кутерницкого (режиссер В. Гвоздков) принял участие в VIII всероссийском фестивале «Театр без границ» в г. Магнитогорск.

Спектакль «Доходное место» А. Островского (режиссер В. Фильштинский) принял участие в фестивале «Театральные встречи на Суре 2007» в г. Пенза.

2008

В октябре состоялась премьера спекталкля «Лес» по пьесе А. Островского.
Режиссер: заслуженный деятель искусств России, Лауреат премии им. Ленинского комсомола Александр Кузин.
Сценография - Заслуженный художник России, Лауреат Государственной Премии России, Александр Орлов (г. Санкт-Петербург)
Художник по костюмам - Ирина Чередникова(г.Санкт-Петербург)
Художник по свету - Гидал Шугаев (г. Санкт - Петербург)
Композитор - Сергей Сушко (г. Санкт - Петербург)

На базе Самарского Государственного университета Наяновой в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького был набран целевой курс студентов; руководитель курса — доцент, засл. деятель искусств России Вячеслав Гвоздков.

2011

1 апреля состоялась премьера спектакля "Шесть блюд из одной курицы".
Автор: Ганна Слуцки
Режиссер: Валерий Гришко
Сценография-Артем Агапов (Санкт-Петербрг)
Костюмы-Марина Агапова (Санкт-Петербург)
Композитор-Артур Мкртчан (Санкт-Петербург)

В апреле 2011 г. Самарский академический театр драмы им. М.Горького ездил со спектаклями «Месье Амилькар или человек,который платит», «Наша кухня» и «Академия смеха» на гастроли в г.Казань.

В мае 2011 г. Самарский академический театр драмы им.М.Горького ездил со спектаклем «Наша кухня» на фестиваль «Театральное Поволжье» в г.Пенза.

В июне 2011 г. Самарский театр драмы им. Горького ездил со спектаклем «Шесть блюд из одной курицы» в Израиль на фестиваль «Театральный дивертисмент».

В ноябре 2011 г. Самарский театр драмы успешно гастролировал в г. Магнитогорск со спектаклем «Шесть блюд из одной курицы» и «Детектор лжи».

8 ноября прошел юбилейный вечер «Ровесник Губернии», посвященный 160-летию самарского театра драмы. Также вышел специальный номер журнала «Театральная жизнь», посвященный самарскому академическому театру драмы им. Горького.

1 квартал 2011г. полностью был посвящен современной драматургии. Сегодняшний день ставит перед театром очень актуальные вопросы, и ответом на них являются пьесы, в которых наиболее ярко предстает художественно осмысленная современность. Такой является пьеса самарского драматурга Германа Грекова, который является еще и актером и завлитом нашего театра. Г.Греков-известный представитель популярного в нашей стране театрального течения Новая драма. Еще в апреле прошлого года театр заинтересовался его пьесой «Вентиль», в которой чувствуется наследие таких всемирно известных авторов, как Г. Пинтер и Ф. Кафка. Что примечательно, в пьесе присутствует сатирическое отображение нашего дня, проблема выбора и конфликт поколений. Также известно, что Г. Греков зарекомендовал себя не только как драматург, но и режиссер-его режиссерские опыты неоднократно отмечались критиками Омска, Красноярска и Москвы. Поэтому автору была предоставлена возможность дебютировать на самарской сцене еще и в качестве режиссера. Оригинальную сценографию к спектаклю выполнил петербуржский художник Артем Агапов. Премьера состоялась 28 февраля 2011 г. в г. Новокуйбышевске и 9 марта 2011 г. на малой сцене Самарского академического театра драмы им. М. Горького. Спектакль имеет широкий успех у зрителя и собрал очень много положительных рецензий в прессе.

Как известно, вот уже второй год 25 марта в нашем театре празднуется День работника культуры. В этом году тематической связующей была выбрана тема космоса, так как 2011 г. объявлен годом космонавтики. В связи с этим гости окунались в атмосферу годов «оттепели», когда люди жили большой надеждой в лучшее будущее, искренне верили, любили и творили.

Состоялись выездные спектакли «С тобой и без тебя» А. Менчелла (режиссер В. Гришко) в селе МалМалышевка и Похвистнево. В спектакле заняты ведущие артисты театра- н. а. России Ж. Романенко, з.а. России И. Морозов, В. Смыкова, Л. Федосеева. В рамках культурной программы «Разные, но не чужие», которая имеет многолетнюю историю, 1 и 2 марта 2011 г. наш театр принимал Татарский государственный Академический театр имени Г. Камала (Казань), который представил свои спектакли «Диляфруз – Remake» и «Кукольная свадьба».

В начале 2 квартала состоялась премьера спектакля «Шесть блюд из одной курицы» по пьесе Ганны Слуцки в постановке главного режиссера САТД им.М.Горького Валерия Гришко. Спектакль-трогательная история взаимоотношений матери и сына, которая безгранично желая сыну добра чуть не разрушает его судьбу. Центральную роль в спектакле исполняет народная артистка России Жанна Романенко. Премьера спектакля состоялась 1 апреля 2011 г. Спектакль имеет успех, и можно с уверенностью сказать, что это один из самых посещаемых спектаклей нашего театра. В рамках многолетней культурной программы «Разные, но не чужие» Самарский академический театр драмы им. М. Горького в апреле 2011г. ездил со спектаклями «Месье Амилькар или человек, который платит», «Наша кухня» и «Академия смеха» в город Казань. С 20 по 30 мая 2011 г. в г. Пенза проводился фестиваль «Театральное Поволжье». САТД им. М. Горького принимал участие в фестивале со спектаклем «Наша кухня» и получил диплом первого окружного федерального округа в номинации «Надежда».
В мае 2011 г. проводился семинар молодой критики совместно с Союзом писателей. В рамках внеконкурсной программы театрального фестиваля «Золотая Маска»-«Маска+» экспертом фестиваля А. Висловым был просмотрен спектакль «Вентиль»(реж. Г. Греков). Спектакль выдвинут на фестиваль «Маска+» в марте 2012 г.

С 17 по 25 июня 2011 г. состоялись гастроли САТД им. М. Горького в Израиле со спектаклями «Шесть блюд из одной курицы» Г. Слуцки (режиссер В. Гришко). Гастроли прошли в шести городах Израиля при полных аншлагах,аплодисментах и положительных откликах прессы, зрителей, и откликах в интернете.

В 4 квартале завершен ремонт большого зрительного зала и замена кресел.

8 ноября 2011 года наш театр отмечал своё 160-летие. Юбилей театра так же был приурочен к юбилею Самарской губернии – отсюда и название творческого вечера-капустника «Ровесник Губернии». Творческий коллектив театра решил сделать подарок любимому городу и в первом отделении зрителя ждала занимательная история, в которую были включены знаковые фигуры Самары: Ленин, Куйбышев, Горький, Алабин и Чапаев. Во второй части вечера театр принимал поздравления от коллег и друзей театра. Творческий вечер показал зрителю огромный творческий потенциал труппы и непередаваемую внутреннюю атмосферу.
Выпущен юбилейный номер журнала «Театральная жизнь», посвященный 160-летию Самарского театра драмы и театрам Самары.

Проведен Выездной фестиваль «Золотая Маска»-лучшие спектакли в Самаре.На сцене Самарского театра драмы были сыграны спектакли «Полковник-птица» Х. Бойчева (режиссер В. Гвоздков) на большой сцене, и спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю» В. Сигарева (режиссер В. Гришко) на экспериментальной сцене театра. Магнитогорский театр им. Пушкина представил на фестивале спектакль «Гроза» А. Островского-прошло два спектакля, и спектакль «Бег» М. Булгакова-также прошло два спектакля. Московский театр им. Вахтангова представил на фестивале пьесу «Ветер шумит в тополях» Ж. Сиблерайса. На сцене театра САМАРТ прошло два фестивальных спектакля-«Мамаша Кураж» Б. Брехта и «Фальшивый купон» Л. Толстого.
Проведены гастроли в г. Магнитогорске со спектаклями «Шесть блюд из одной курицы» Г. Слуцки (режиссер В. Гришко). Сыграно два спектакля. Также спектакль «Детектор лжи» В. Сигарева (режиссер В.Гришко). сыграно два спектакля. Спектакли сыграны при полных залах, и имели большой зрительский успех.


4 квартал прошёл под знаком очень громкой премьеры сезона – спектаклем «Дон Жуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера. Авторская версия знаменитого болгарского режиссёра Александра Морфова была перенесена художественным руководителем театра В. Гвоздковым на сцену Самарского театра драмы. Спектакль получился красивым зрелищем, в котором зрительный ряд выверен по законам живописного полотна. Спектакль «Дон Жуан»- история о человеке, бросающего вызов судьбе и Богу- по-настоящему тревожит зрителя, который не раз в своей жизни задавался «проклятыми» вопросами бытия. Премьера спектакля состоялась 23 декабря 2011 года.

28 декабря 2011 года на экспериментальной сцене театра состоялась премьера водевиля «Беда от нежного сердца» Ф. Сологуба (режиссёр В. Гришко) в исполнении молодых актёров театра. Непередаваемая энергия и задор, свойственный молодости, перекинулась и в зрительный зал.

На протяжении сезона 2011 г. запущены в работу и подготовлены к выпуску спектакли:
«Невероятные приключения Юли и Наташи» Г. Грекова (режиссер Г. Греков) на экспериментальной сцене. Премьера намечена на 1 квартал 2012 г.
«Август. Графство Осейдж» Т. Леттса (режиссер С. Щипицин из Санкт-Петербурга) на большой сцене. Премьера 1 квартал 2012 г.
«Пиковая дама» А. С. Пушкина в постановке художественного руководителя «САТД им. М. Горького» В. Гвоздкова. Премьера-1 квартал 2012 г.
«Побег из Шоушенка» по роману С. Кинга в постановке В. Гвоздкова. Премьера- 2 квартал 2012 г.

2012

28 января состоялась премьера спектакля "Август. Графство Осэйдж" по пьесе американского драматурга Трейси Леттса.

20 февраля Жанна Романенко награждена званием "Женщина - представитель культуры и искусства 2011" в рамках областной акции "Женщина года".

21 февраля состоялся юбилейный вечер главного режиссера Самарского театра драмы, Валерия Гришко.

3 марта состоялась премьера спектакля "Петербургские истории".
15 мая в Тамбове Жанна Романенко-Надеждина награждена званием лауреата на VI театральном фестивале им. Николая Хрисанфовича Рыбакова в номинации "За вклад в отечественное театральное искусство". Спектакль "Любовные письма", роль Мелисса Гарднер.
Ее коллега, народный артист России Владимир Борисов получил звание лауреата в номинации «Актер России».

В Самарском доме актера состоялось вручение городской театральной премии зрительских симпатий «Браво». В номинации «Любимая актриса» победила народная артистка России Жанна Романенко-Надеждина. «Любимым актером» стал заслуженный артист России Олег Белов. Премия за лучшую мужскую роль досталась Денису Евневичу в спектакле Дон Жуан.

21 сентября состоялась премьера спектакля "Леди Макбет".
4 ноября состоялась премьера эскиза спектакля "Яма" по повести Александра Куприна.

5 ноября в стенах театра прошел вечер памяти заслуженного артиста России Александра Амелина.

2013

1 марта состоялась премьера спектакля "Тестостерон" по пьесе А. Сарамоновича.

19 мая в г. Тамбове на седьмом фестивале им. Н. Рыбакова наш театр представил спектакли «Август. Графство Осэйдж» (режиссер В. Гвоздков) и «Старосветская любовь» (режиссер Г. Васильев). После награждения тамбовской публике был представлен спектакль «Дон Жуан» Мольера в качестве подарка.Самарский академический театр драмы им. М. Горького был отмечен на фестивале призом "За лучшую сценографию" в спектакле «Август. Графство Осэйдж» (художник-постановщик Олег Головко). Актер нашего театра заслуженный артист России Иван Морозов был удостоен премии "За честь и достоинство" имени народной артистки РСФСР Татьяны Еремеевой (Битрих). Жанна Романенко (Надеждина) была награждена дипломом лауреата в номинации «Признание».

На базе Самарской Государственной областной академии Наяновой в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького был набран целевой курс студентов; руководитель курса — доцент, засл. деятель искусств России Вячеслав Гвоздков.

2014

5 ноября 2014 года в Москве в Центральном Доме актера имени А.А.Яблочкиной с огромным успехом прошел спектакль Самарского академического театра драмы имени М.Горького «Любовные письма» по пьесе Альберта Гурнея в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию Самарского отделения Союза театральных деятелей России.

6 декабря состоялась премьера восстановленной версии спектакля «Пока она умирала» по пьесе Н. Птушкиной.

2015

7 мая состоялась премьера спектакля «Завтра была война», поставленного Валерием Гришко по одноименной повести Бориса Васильева. Спектакль был приурочен к 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В том же году повесть для театра в двух действиях «Завтра была война» была выдвинута на профессиональный губернский конкурс «Самарская театральная муза». Актриса Елена Ивашечкина, исполнительница роли матери Искры Поляковой, вошла в шорт-лист конкурса в номинации «Лучшая женская роль второго плана в драматическом театре». Исполнительница главной роли Виолетта Шулакова, на тот момент студентка 3-го курса факультета искусств Самарской областной академии (Наяновой), претендовала на получение премии в номинации «Лучшая роль молодого актера в драматическом театре».

2016

В марте 2016 года Самарский академический театр драмы гастролировал в Марселе (Франция) со спектаклем "Наша кухня". Труппа выступала на сцене Театра Турски в рамках XIX Фестиваля российского театра и кино.

Весной с огромным успехом прошли обменные гастроли театра в Казани. 11 апреля на сцене Татарского государственного академического театра им. Г. Камала был дан спектакль «Завтра была война», а на следующий день – «Странная миссис Сэвидж».
19 мая театр получил почетное право завершать основную программу Х юбилейного межрегионального театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова в Тамбове, на котором представлял спектакль «Завтра была война». Решением членов жюри театр был награжден дипломом и премией имени Архиепископа Луки «За поддержку гражданственности и духовности», учрежденной депутатом Тамбовской городской думы, кандидатом медицинских наук, главным врачом городской больницы имени Архиепископа Луки М. В. Македонской.

2017

6 марта Самарский академический театр драмы им. М. Горького принял участие в главном Российском театральном фестиваля "Золотая маска" во внеконкурсной программе "Маска плюс" со спектаклем "Побег из Шоушенка" в постановке В. Гвоздкова в г. Москве. Спектакль прошел с большим успехом на сцене Московского Губернского театра.

27 марта
В Доме актера им. М. Лазарева состоялась торжественная церемония награждения победителей профессионального Губернского конкурса «Самарская театральная муза-2016».
Лауреатами 22-й «Самарской театральной музы» стали:
в номинации «За вклад в развитие театрального искусства Самарской области» –
народная артистка России Жанна Романенко (Надеждина),
в номинации «Лучшая женская роль второго плана в драматическом театре» – Евгения Аржаева за роль Бабы в спектакле «История лошади»,
в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре» – заслуженный артист России Владимир Гальченко за роль Князя Серпуховского («История лошади»),
в номинации «Лучшая роль молодой актрисы в драматическом театре» – Наталья Ионова за роль Вязопурихи («История лошади»),
в номинации «Лучшая роль молодого актера в драматическом театре» – Владимир Морякин за роль Холстомера («История лошади»).

19 апреля лауреатом XXIII Российской национальной театральной премии "Золотая маска", стал председатель Самарского отделения СТД РФ (ВТО), заслуженный артист России Владимир Гальченко в конкурсе спектаклей оперетты/мюзикла в номинации «Лучшая роль второго плана» за исполнение роли Князя Серпуховского в спектакле «История лошади».

18-19 мая - гастроли в г. Тамбов и участие в XI фестивале им. Н. Х. Рыбакова со спектаклями "Странная миссис Сэвидж" и "Амадеус". В рамках фестиваля Жанна Романенко была награждена премией им. Н.Х. Рыбакова в номинации "Актриса России" за роль миссис Сэвидж в спектакле "Странная миссис Сэвидж", Олег Белов был награжден премией в номинации "Признание", Герман Загорский был награжден дипломом СТД РФ "Надежда Союза" за роль Сальери в спектакле "Амадеус".